ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

«Кадет и школа: что сделать для того, чтобы ребенок стал учиться лучше?»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!!

ВАЖНО !!!

Хорошая учёба в школе – это не Цель жизни, к которой кадет должен стремиться, Цель должна быть другая, более материализованная.
Хорошая учёба - это один из путей достижения главной Цели. Однако, если ребенок плохо учится, родители начинают сомневаться в светлом будущем своего чада. «Кто виноват?» и «Что делать?» – два главных вопроса.
Не все родители нормально воспринимают то, что их ребенок учится по возможностям. Кто-то легко получает 4 и 5, другие учатся исключительно на отлично, третьи с трудом вытягивают на тройки.


Почему ребенок стал плохо учится?

В начальной школе дети трепетно относятся к своим оценкам. Мотивация хорошо учиться настолько велика, что плохие отметки нередко становятся причиной слез и бурных переживаний. Это отношение подогревает интерес и внимание родителей к их учебе. Многие мамы и папы внимательно следят за успехами и достижениями ребенка, контролируют выполнение домашних заданий. Они держат тесный контакт с учителем, часто общаются с ним по поводу текущей успеваемости детей. Родительские собрания в начальной школе практически всегда проходят в полном составе. После начальной школы картина становится совершенно другой. Главная деятельность для детей этого возраста – общение, осознание своего места в социуме, в коллективе сверстников. В кадетский корпус и в школу ходят теперь не учиться, а общаться. Расширение сферы интересов подростков приводит их к занятиям спортом, реализации своих увлечениях в кружках, к созданию групп по интересам, к развлечениям. Как следствие такой смены приоритетов, происходит резкое снижение уровня успеваемости, появляются тройки и двойки. Старшеклассники к своей учебе относятся более осмысленно. Большинство кадет к старшим классам уже выбрали направление будущей профессиональной деятельности. Они вкладывают немало сил в те предметы, по которым собираются сдавать ЕГЭ, посещают по ним факультативные занятия, оставаясь равнодушными к остальным направлениям. Интересуясь, как заставить ребенка лучше учиться, многие родители не всегда понимают свою роль в этом ответственном процессе, забывая, что каждый ребёнок рожден в семье – полной или не полной, благополучной или неблагополучной. И воспитывается большинство детей, до прихода в наше учреждение, тоже в семье. А это значит, что интересы и увлечения, стремления и желания, образ жизни, поведение и мышление ребенка напоминают отношение его родителей к жизни. Ведь в детстве только родители являются непререкаемыми авторитетами, кумирами (если можно так сказать) для своих детей, которые считают правильным все то, что говорят и делают мама и папа, бабушка и дедушка. Соответственно, нет ничего удивительного в том, что ребенок неисправимого хулигана, который когда-то сам учился в школе на «тройки», абсолютно равнодушен к знаниям. Чаще всего родители сами не являются для детей примером в получении знаний, т.к. они сами не читают, имеют ограниченный круг интересов. Зачастую, в поисках ответа на вопрос «Почему мой ребенок плохо учится?», родители обращаются к учителям, классному руководителю и офицеру - воспитателю, намекая на их вину в такой ситуации. Безусловно, отчасти ответственность за уровень знаний и культуры лежит на педагогах и зависит от их образования, профессионализма, опыта, мастерства, преданности и любви к своему делу. Однако уважать учителя, слушать его, не оскорблять человека, дающего знания, выполнять его задания, могут научить только в семье. Иногда родители предъявляют повышенные требования не к знаниям ребенка, а к числовому их выражению. Учителя, как и все мы, подвержены субъективности в оценивании. Прежде чем бить тревогу, проверьте, каковы реальные знания вашего ребенка. Оценки в жизни не главное. Базовые понятия об общеобразовательных предметах, всестороннее развитие, умение искать и находить, пользоваться литературой гораздо важнее, чем аттестат с одними пятерками. К сожалению, сегодня в большинстве случаев у родителей нет времени на воспитание моральных ценностей – они поглощены заботами и непосильно трудятся ради того, что обеспечить свою кроху всем необходимым для его полноценного развития. Не все дети, однако, ценят и благодарят за такую заботу. Привыкшие жить на всем готовом и получать все желаемое по первому же требованию, современные дети перестают стремиться к высотам – у них нет такой потребности. Получается, что чрезмерная опека вредит ребенку, который вырастает самовлюбленным, самоуверенным эгоистом, думающим, что ему все позволено и все дано без особого труда, хотя это, как говорится, до поры, до времени. Когда настает его черед проявить себя и обеспечить себя, он абсолютно беспомощен, несамостоятелен и ни к чему не способен. Некоторые дети в переходном возрасте начинают бастовать, одни открыто: "не хочу", "не буду"; другие перестают хорошо учиться и ждут, как же на это отреагируют родители. Справиться с проблемой возможно почти безболезненно лишь с помощью психолога, обращаться к которому нужно, если вы видите, что сами не можете справиться с ситуацией.


Что делать, когда ребенок плохо учится?

Родители не могут повлиять на микроклимат в классе, на личность педагога в школе, не любящего свою работу или на нерадивого офицера – воспитателя, но помочь устранить большинство причин, из-за которых ребенок стал хуже учиться, они в состоянии. Прежде всего, следует вызвать интерес у ребенка к учебе или хотя бы для начала – к конкретному предмету, по которому отстает ученик. Одной из распространенных ошибок родителей является неадекватное наказание за плохие отметки. Нередко взрослые даже запугивают ребенка тем, что лишат его любимого компьютера, общения с друзьями, прогулки, подарка и т.д., если он (она) не подтянет оценки. Ещё хуже, когда ребёнку запрещают посещать спортивную секцию или лишают поездки на соревнования, к которым он усердно готовился. Как считают детские психологи, такое поведение родителей в корне неверно. Потому что порождает комплексы и страхи у униженного и оскорбленного ребенка, который все равно не выучит непосильную для него тему без адекватной помощи взрослых, а своих товарищей подведёт, ослабив своим отсутствием команду или сорвав выступление. Не получая дозы «успешности» в другом формате (спорт, танцы, пение и т.д.), ребёнок ощущает себя неудачником. Для укрепления авторитета ребенка в коллективе следует чаще интересоваться жизнью в школе и в кадетском корпусе, принимать вместе с детьми участие в различных мероприятиях. В любых обстоятельствах не лишайте своих детей веры в себя, а критическое отношение социума компенсируйте своей любовью. Другая крайность, когда родители, занятые своими увлечениями, работой или выяснением личных отношений, в прямом смысле откупаются от ребенка – в выходные дни, забирая кадета на сутки домой, родители заменяют совместное общение и обсуждение проблем ребёнка посещением торгово-развлекательных центров, измеряя свою любовь и заботу количеством поглощённых ребёнком изделий «быстрого питания». Единственный выход из такой плачевной ситуации – внушить ребенку, что он учится не для родителей (за их похвалу или подарки), а исключительно ради себя. Кадет должен осознать, что быть дураком, невеждой просто стыдно и унизительно, не престижно и оскорбительно. Ну а если он сам не хочет, то заставить его будет очень сложно, остается только направлять в нужное русло, не надавливая ( просто будет дух противоречия). Тем более, что в таком возрасте у детей начинается гормональная перестройка и они порой сами не могут объяснить свое поведение и состояние. Просто мы все, взрослые, забываем свои школьные времена. И взрослые сами совершают ошибки в воспитании, только в этом не признаются, чуть что - ремень и крики - но это уже от нашей же безысходности!

С уважением, директор МАУ Центр «Юность»,
Игорь Анатольевич Устинов.