м ЮНОСТЬ

«Трудности первого года в Кадетском корпусе»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ

Для того, чтобы понимать, что происходит с ребёнком, который приходит к нам, независимо – набором в пятый класс или добором на свободные места в шестой или седьмой класс – необходимо внимательно прочитать эту статью.
Следует отметить, что дети, поступая в такое учебное заведение, как наше (живущее по воинским уставам), попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации. Ребята оказываются в новых, непривычных социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении - интернате, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе.
Новые условия существования требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разноо бразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно - воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые образовались у ребенка еще до поступления в кадетский корпус – в кадетском корпусе часто учатся дети, родители которых погибли, умерли, один из родителей оставил семью или оба бросили ребенка на попечение своих родственников. А ещё на фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций.
Все ли подростки готовы к обучению и воспитанию в кадетском корпусе?
С одной стороны, кадетский корпус должен давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой – протягивать руку помощи детям, которые нуждаются в ней. Практически в каждом кадетском корпусе встречаются социально - педагогически запущенные дети, с нарушениями в здоровье, немотивированные.
Что важнее, общее образование или кадетское дополнительное образование? Как совместить решение этих задач? Можно ли ускорить и упростить процесс адаптации?
В общеобразовательной школе также существует проблема адаптации бывших четвероклассников к средней школе. Но проблема проблеме – рознь. Кадетский корпус отличается от средней общеобразовательной школы. На первом году обучения в кадетском корпусе у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями.

Специфичными для кадетского корпуса являются следующие особенности жизнедеятельности кадет:
жесткая регламентация распорядка дня;
преобладание групповых видов деятельности;
подчинение и субординация;
совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.

Перед 10-летними мальчиками в кадетском корпусе стоят взрослые задачи:
1. Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса.
2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала и в школе и в корпусе.
4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями. 5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

Адаптация кадет – сложный процесс. Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и его окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.
Что происходит с нашими кадетами. При изменении привычных условий жизни, ломка сложившихся стереотипов и поведения могут привести некоторых подростков к дезадаптации. Дезадаптация выражается в нервно-психической неустойчивости, преобладании тревожных эмоций, истощении психических возможностей. Некоторые дети начинают волноваться, теряться, впадать в панику, теряют контроль над ситуацией и своим поведением.
Последствиями такого реагирования психики ребенка в начале процесса адаптации проявляются в двух формах: агрессии и бегстве от ситуации. Агрессивность может выражаться в грубости по отношению к одноклассникам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиям, предъявляемых подростку. Бегство от ситуации характеризуется самокопанием или самообвинением. У ребенка развиваются тревожно-депрессивные симптомы: чувство полной безысходности, замкнутость, отрешенность, погруженность в мир тягостных раздумий. Кадет думает, что родители от него отказались, бросили, отдали в интернат, потому что он раньше плохо вел себя или что-то делал не так.
В свою очередь, у родителей может возникнуть чувство вины, которое позже может перейти в чувство недовольства. Родители не понимают, почему вдруг ребенку стало так плохо, ведь чаще всего он сам стремился попасть в корпус. И вместо того, чтобы поддержать своего мальчика, успокоить, напитать его любовью и лаской, очень часто некоторые родители начинают искать недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, обвиняя во всём сотрудников кадетского корпуса или учителей школы. Все четыре года мы учимся на своих ошибках, извлекая из них определённый опыт. В настоящее время с пятиклассниками проводятся беседы и адаптационный тренинг.
Занятия направлены на формирование представлений о структуре жизнедеятельности в кадетском корпусе, на осознание особенностей собственного поведения, на развитие коммуникативных умений /контактности, развития умения слушать, разрешение конфликтов, способов саморегуляции эмоциональных состояний, на формирование положительного психологического климата в коллективе, атмосферы доверия и взаимовыручки, на сплочение группы.
Хотелось бы, чтобы родители тоже проводили определённую работу, особенно те, у которых наблюдается высокая тревожность, конфликтность, внутренние переживания, чувство вины и страха за своего ребенка. Родители должны знать об особенностях адаптационного процесса, предпосылках дезадаптивного поведения. Родителям предлагаются рекомендации по оказанию помощи и поддержки своему ребенку в этот период.
До каждого заинтересованного родителя, доводится информация об особенностях психического и личностного развития подростков в период полового созревания.

Например на сегодняшний день очень актуальны рекомендации по слушанию своего ребенка-кадета, который прибыл домой на выходные дни из кадетского корпуса. Информация имеет следующее содержание:
«Обычно во время беседы собеседники говорят по очереди. Однако когда Ваш ребенок всю неделю находился в условиях школы-интерната, все должно происходить иначе.
Разговорная активность родителей должна быть минимальной, чтобы Ваш ребенок-кадет смог раскрыть свои проблемы и трудности. Родитель должен не столько говорить, сколько выслушивать. Правильное выслушивание - это активный процесс.
Родителю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать своему ребенку оставаться в потоке переживаний. За неделю разлуки у родителей скопилось много вопросов, но, тем не менее, следует избегать чрезмерного опрашивания. Следите за собой, чтобы слушание не превратилось в допрос или следствие. Ребенку важно, чтобы Вы его поняли и эмоционально поддержали. Подбодрить своего ребенка можно краткими фразами: “Продолжай”, “Да, я понимаю”, “Хорошо”, “Так”, “Ага”, “Угу”, “М-мм”. Такие одобрения выражают поддержку.
Важны также успокаивающие фразы: “Очень хорошо”, “Не волнуйся из-за этого”, “Ты поступил правильно”, “Время от времени каждый чувствует себя так же”, “Ты прав”, “Это будет нелегко”, “Я знаю, что будет тяжело, но ты не только можешь, но и обязан это сделать” и т.д.
Эмоции и чувства неизбежны и выполняют очистительную функцию. Родитель должен постараться отразить чувства своего ребенка. “Ты кажешься сегодня злым”, “Ты чем-то расстроен” и т.д. Отражение чувств способствует возникновению межличностного и эмоционального контакта, родитель показывает, что понимает внутренний мир своего ребенка. Эффективное отражение чувств помогает ребенку лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов».
Родителю необходимо научиться выдерживать паузу молчания. Пауза молчания имеет терапевтическое значение и огромную ценность. Молчание с обеих сторон предоставляет возможность ребенку погрузиться в себя и изучить свои чувства, установки, поведение. В это время родитель может обнять ребенка, гладить его по голове, держать ребенка за руки.
Если ребенок задает вопросы, на эти вопросы родитель должен отвечать со всей серьезностью, и хорошо обдумав ответы. За вопросами скрыты личные проблемы ребенка с сопутствующими тревогами и страхами. Но не “увязайте” в жизни своего ребенка.
Приучайте его самостоятельно решать многочисленные проблемы, которые встают на его пути. Не стремитесь создать сценарий счастливой жизни для своего ребенка.
Цель Вашего активного слушания – помочь своему ребенку найти и использовать свои собственные ресурсы для осознания и решения своих проблем.
И самое главное: задача родителя – любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть.

С уважением, директор МАУ Центр «Юность»,
Игорь Анатольевич Устинов.